Трудно дозвониться?

Введите ваши данные и мы вам перезвоним!

Спасибо, мы вам перезвоним!

разделитель
разделитель
Проверка ГИБДД пройдена успешно
разделитель
Сдача на АКПП
разделитель
"ГЛАВНОЕ-ВОВРЕМЯ ОСТАНОВИТЬСЯ"

Автомобиль является средством повышенной опасности до тех пор, пока находится в движении. Поэтому своевременное снижение скорости является наиболее надежным способом предотвращения опасных ситуаций. Снижение скорости, возможно, несколькими способами: накатом (движением по инерции с разъединенной трансмиссией), торможением двигателем, использованием рабочей тормозной системы. Очевидно, что умение регулировать скорость с помощью педали тормоза является основой, на базе которой можно сформировать умение водителя использовать и другие, менее интенсивные способы замедления движения. Наконец, в нештатных ситуациях экстренное торможение является в большинстве случаев последним шансом избежать ДТП.
На начальной стадии водитель должен научиться оптимально тормозить в штатных ситуациях. В связи с этим возникает необходимость обсудить: «Что следует понимать под оптимальным торможением?». Для ответа на этот вопрос рассмотрим в самых общих чертах процесс регулирования замедления в системе «водитель-автомобиль». Дорожная ситуация, наблюдаемая водителем, является источником информации, которую обрабатывает наш «персональный компьютер». Он вычисляет скорость автомобиля, расстояние до потенциальных препятствий и замедление, которое необходимо реализовать, чтобы избежать наезда. Требуемые замедления «компьютер» вычисляет, конечно, не в тех величинах, к которым мы привыкли в школе, а в таких понятиях, как: очень низкое, низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, предельное, выше предельного. Точность таких измерений зависит от опыта и, в частности, точности представлений о предельном замедлении автомобиля, которое изменяется в зависимости от скользкости дорожного покрытия. Особенностью человека является то, что он способен представлять то, с чем непосредственно не сталкивался. Поэтому все водители, в том числе и те, которые ни разу не тормозили на высокой скорости с максимальным замедлением, имеют свое представление о возможности избежать наезда в случае необходимости. Другой вопрос: «Насколько оно близко в реальности?». По этой причине обучение нештатному торможению полезно прежде всего тем, что повышает надежность выхода из нештатных ситуаций.
Но мы несколько забежали вперед. На данном этапе нас интересует штатное торможение и те ошибки, которые допускает начинающий водитель. Для этого продолжим анализ информации, которую выдает наш «компьютер». Очевидно, чем выше замедление, тем больше необходимо перемещать педаль тормоза. «Компьютер» вычисляет величину перемещения и выдает команду мышцам ноги. Если перемещение педали определено правильно, то его график в процессе торможения будет таким, как показано зеленой линией на рис. 1а.

Рис. 1а и 1б. Графики перемещения педали тормоза Sп.т. в зависимости от времени t штатного торможения: а-водители низкой квалификации; б-квалифицированные водители; зеленый цвет - план действий, красный цвет - "перетормаживание"; желтый цвет - "недотормаживание"; черный цвет - результат боязни нажать на педаль тормоза.


Ошибки вычислений выражаются в том, что перемещение педали в начальный момент значительно отличается от требуемого и обнаруживается это с большим опозданием. На рис. 1а. красной линией показан график изменений положения педали в процессе торможения при ошибке в большую, а желтой в меньшую сторону. В первом случае тормозной путь, как правило, уменьшается, а во втором увеличивается. Наиболее опасная ошибка заключается в том, что водитель, слегка нажав на педаль тормоза, «не в силах переместить ее дальше», как это показано черной линией. При этом тормозной путь сильно увеличивается. Нельзя не отметить также, что первые две ошибки ведут к значительному увеличению замедления в определенный период торможения, что чревато конфликтами с едущими сзади автомобилями.
Повышение точности работы «компьютера» приводит к уменьшению начальной ошибки и, что не менее важно, умению быстро корректировать ее. График изменения положения педали в этом случае показан на рис. 16.
Очевидно, чем меньше перемещение педали относительно идеального положения, тем выше мастерство водителя. На точность действий с педалью тормоза большое влияние оказывает «жесткость педали» нарастание усилия при ее перемещении. Характеристики педалей с различной жесткостью приведены на рис.2. «Легкая педаль» способствует появлению ошибок, показанных на рис. 1 а. красным, «тяжелая»— желтым. 

Рис.2. Характеристики "жесткости педали тормоза", т.е. зависимости усилия перемещения педали Fп.т. от величины ее перемещения Sп.т.: зеленый цвет - нормальная педаль; красный цвет - "легкая педаль"; желтый цвет - "тяжелая" педаль


Единственным способом достичь необходимого мастерства при торможении является многократное его повторение. Умение получившего удостоверение водителя находится на самом низком уровне и повышается по мере увеличения наката километров. Анализ статистики ДТП говорит о том, что для формирования устойчивых навыков регулирования движения автомобиля необходим накат не менее 35—40 тыс. км. За этот период водитель выполняет от 70 до 100 тыс. Торможений. Сократить величину необходимого наката можно путем интенсификации обучения на начальной стадии и приобретения такого уровня понимания, который позволит анализировать свои ошибки и успехи и тем самым ускорит накопление опыта при самостоятельной езде.
Для интенсификации учебного процесса следует использовать рассмотренный ранее режим «разгон—замедление». Необходимым дополнением к нему является обозначение границ участка начала и окончания торможения. Длина участков разгона должна быть такой, чтобы скорость начала торможения равнялась 50—60 км/ч. А длины участков торможения должны соответствовать средним замедлениям от 1 до 2,5 м/с2. Многократное торможение на заданном отрезке ускоряет формирование навыков, обеспечивающих перемещение педали в соответствии с требуемым замедлением и корректировку своих ошибок.
Выполняя торможение, необходимо приучить себя нажимать на педали сцепления и тормоза одновременно. Вопреки распространенному убеждению, торможение на скользкой дороге с разъединенной трансмиссией при циклическом перемещении педали тормоза обеспечивает самую высокую эффективность и безопасность. При торможении переднеприводного автомобиля на скользкой дороге нажимать на педаль сцепления необходимо, даже если вы не владеете циклическим способом торможения, в противном случае произойдет занос. Тормозить на скользкой дороге, не нажимая на педаль сцепления, можно только на заднеприводном автомобиле, но эффективность торможения будет ниже, чем при выжатой педали сцепления и циклическом перемещении педали тормоза. Нажимая на педаль сцепления, мы избавляем себя от опасности заглушить двигатель, что нередко имеет место, если сцепление не выключить.
В завершение необходимо выполнить торможение, в котором водитель сам выбирает момент его начала, чтобы остановиться в заданном месте. Для этого необходимо отметить точку остановки и, разгоняясь до скорости 50—60 км/ч, выбирать точки начала торможения, позволяющие остановиться в заданном месте при торможении с различной интенсивностью.

Такая подготовка позволит чувствовать себя увереннее при выезде на дороги общего пользования. Но самое главное, будет способствовать тому, чтобы каждое торможение вносило более весомый вклад в копилку опыта управления автомобилем.


<<О.В. Майборода "Уроки вождения">>

 

Поиск филиала

по станции метро
по району